Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Д. Лихачёв

понедельник, 12 ноября 2012 г.

Из эссе Новикова Ф.И.



 Новиков Федор Иванович
Педагогическая деятельность
Началась в Таврическом районе: Прииртышская и Харламовская средние школы. Один год работал 2-ым секретарем РК ВЛКСМ. Яркими страницами первых шагов педагогического опыта помимо уроков географии были: туристский клуб «Бригантина», школьный театр, краеведческая работа, многочисленные походы по соседним с селом Харламово населённым пунктам, где ставили спектакли, встречались с ветеранами, изучали историю края.
 Летом члены «Бригантины» устремлялись в экспедиции по партизанским местам севера Омской области, совершали восхождения на вершины Кокчетавских гор Борового в северном Казахстане, где успешно действовал туристский лагерь «Молодость». Этому объединению мы уделяли особое внимание. Его поддерживало руководство района и хозяйств. За смену (до 10 дней; 7 смен) в лагере отдыхало и получало туристские навыки около 700 школьников.
Здесь готовились команды юных туристов, защищавших честь детского туризма на областных слётах. В 1967 году команда Харламовской средней школы – победительница районного слёта – заняла на областном туристском слёте в комплексном зачёте 3 место.
В районе успешно работал туристский клуб, который организовывал семинары, слёты, походы, встречи. Всем этим руководили выпускники пединститута Василий Григорьевич Гнеушев, Пётр Иванович Полоухин и автор этих строк. Наши дела пользовались поддержкой райисполкома, отдела образования (Замятин, Мартыненко, Слиньков П. П.). Традиции сохранились по сей день.
Следует отметить, что нас – туристский актив – поддерживал областной отдел образования, областной совет по туризму и экскурсиям и туристский клуб, областная детская туристско-экскурсионная станция. Нас привлекали к организации семинаров, туристских сборов, экспедиций. Мы представляли омский туризм на Всероссийских туристских слётах ДСО «Урожай».
В Харламовской школе я был назначен заместителем директора по трудовому обучению, но функционально, с лёгкой руки директора школы В. Г. Строкина, занимался воспитательной работой. А в 1967 году Министерством образования была учреждена должность организатора внеклассной и внешкольной работы. Мне нравилось работать со старшеклассниками, комитетом комсомола. Из всех классиков педагогики мне ближе всего был Макаренко, его идеи самоуправления (этот вопрос выпал мне на госэкзаменах). Нам удавалось организовать досуг школьника в основном с помощью самоуправления.
Омские школы
После трёхлетней «отработки» – лучшего педагогического периода в жизни – появилось огромное желание уехать за пределы родного края. Школьный товарищ Володя Головачев это время жил в Певеке (Билибино) и летал по всему северу Восточной Сибири, звал к себе. Второй регион – Камчатка манила своим «краем света», вулканами. Уже установил связь с отделом образования, намечались места, школы. Но опередили выпускники, которых по распределению направили туда «отрабатывать».
Поскольку в Харламове уже знали о намерении двигаться на восток, место тоже заняли. Остался в г. Омске, где ждал мой друг Гнеушев В. Г. – учитель географии школы № 67. В начале августа оказался на приеме у заведующего Кировским районным отделом народного образования Шмуйловича И. И. Как позднее понял, под таким руководством в педагогике можно смело идти дальше. Рекомендация Василия Григорьевича сработала. Географ, турист, краевед для района был приобретением. Чтобы закрепить «боевую единицу» в районе и школе № 105 сформировали нагрузку: физкультура, история, биология, география. Выбирать не приходилось.
Источник  Жизнеописание (эссе) Новикова Фёдора Ивановича

Комментариев нет:

Отправить комментарий